Калининградский янтарь
Побережье Балтики издревле ассоциируется с янтарем! Теплый, природный камень вдохновлял мастеров Кёнигсберга на создание драгоценных украшений и предметов интерьера еще со времён тевтонских рыцарей!
Калининград – янтарная столица, с вековыми ювелирными традициями и оригинальными технологиями обработки солнечного камня. На территории Калининградской области находится крупнейшее месторождение янтаря, около 90 % процентов от мирового запаса.
Происхождение элитных самоцветов
Михаил Ломоносов доказал – янтарь затвердевшая смола доисторических хвойных деревьев. Калининградский самоцвет – это сукцинит, относящийся к твёрдым и пластичным ископаемым смолам.
Европейские и эксперты США высоко ценят широкую цветовую палитру, глубину и прозрачность калининградского камня. Бесследно исчезнувшая янтарная комната и эксклюзивные изделия для монарших особ выполнялись из балтийского янтаря.
Художественная ценность камня
Главный критерий оценки янтаря – это природная прозрачность, цвет и податливость к полировке. Абсолютно прозрачные камни относятся к высшей категории качества. Для дорогих авторских украшений подбирают прозрачные самоцветы редкого голубого, красного, зелёного цвета и экземпляры с включениями насекомых, растений.
Классификация
Название | Прозрачность | Цвет | Податливость полировке | Пустоты, мм кв. |
Прозрачный | бесцветный | Слабый оттенок жёлтого, красного | + | - |
Дымчатый | замутнённый | светло, темно-желтый, голубой, красный | + | 600 |
Бастард | Средней прозрачности, с темными пятнами | желтый | + | 2500 |
Костяной | Не просвечивается | белый | + | 900 000 |
Пористый | пенообразный | белый | - | Весь камень |
Продолжение традиций предков
Калининградские ремесленники бережно сохранили секреты огранки, обрамления и обработки янтаря.
Мастера предлагают из камней, мелких фракций и прессованной крошки:
- Уникальные по форме, размеру первозданные камни;
- Классические, модные браслеты, броши, серьги;
- Ожерелья, бусы, кулоны, цепочки, колье;
- Иконы, кофейные чашки, шкатулки, шахматы.
Лечебная магия красоты
Способность воспламенятся, издавать приятный аромат и гореть завораживающе красивым пламенем, породила множество легенд о целебных и энергетических свойствах янтаря. На Руси самоцвет считали морским оберегом, добавляли в ладан, использовали во время церковного богослужения.
Медицина подтвердила положительное влияние камня как природного биостимулятора. В санатории Калининградской области работает лечебный янтарный кабинет для лечения и реабилитации детей с психоневрологическими проблемами.
Секреты обработки янтаря
Калининградский янтарь податлив в обработке. Перед огранкой и сверлением с камнями обычно проводят предварительные манипуляции:
- Осветление. Процедура осуществляется в автоклавах, где янтарь теряет 5 – 10% влаги и становится плотнее.
- Каление. Иногда применяется для придания искристости образцу. При высокой температуре мельчайшие пузырьки воздуха внутри каменной смолы лопаются и образуют сверкающие линзы и чешуйки.
- Обтачивание. На воздухе происходит окисление верхнего слоя (фотостарение). Эта процедура позволяет снять его и вернуть естественный цвет и блеск камню.
Основной поставщик солнечного камня
Месторождения древней смолы существуют в разных уголках земного шара, но более 90% ее сосредоточено на Балтийском берегу Калининградской области. В последнее столетие камень изымается из недр с помощью машин и механизмов. Но, несмотря на активную добычу, калининградского янтаря, по оценкам специалистов, хватит еще, как минимум, на 100 лет.
Львиная доля самоцветов обрабатывается на Калининградском янтарном комбинате. Крупные куски и самородки идут на сувенирные скульптуры или художественные панно. Камни помельче – на кулоны, бусы и броши. Старинные секреты обработки камня, передававшиеся из поколения в поколение, почти все были утрачены после II Мировой войны.
Художественная обработка
Впоследствии в России сформировалось два художественного направления обработки янтаря:
- Калининградское.
- Санкт-Петербургское.
Для Калининградской школы характерно то, что обработка и конструкция оправы зависят от камня. Задача ювелира – сохранить и подчеркнуть его естественные особенности. Мастера этой школы используют в своих композициях сочетание янтаря с уральскими самоцветами и жемчугом, в качестве оправы – серебро, золото, мельхиор. Интересные ювелирные работы выставляются в выставочном зале «Балтик-Экспо».
И если для прибалтийского направления важнее природная красота материала, и художник – это просто огранщик, то в Санкт-Петербургской школе все наоборот. Здесь важнее замысел мастера, который реализуется с помощью камня.
Уникальные технологии обработки, сохранившиеся до наших дней, помогают художнику воплотить свои идеи. От природы достаточно бледный янтарь вываривается в особых растворах, высушивается в течение нескольких месяцев. В результате появляются насыщенные тона и яркие оттенки.
Таким способом обрабатывались элементы Янтарного кабинета, экспонирующегося в Екатерининском дворце. Работы над ним возглавлял Александр Крылов – яркий представитель и хранитель уникальных традиций Санкт-Петербургской школы. Еще одно его уникальное творение – Исаакиевский собор из янтаря, в масштабе 1:150. Ничего более грандиозного и изящного в мире не существует.